Найденный в 2011 году в районе Анапы храмовый комплекс, посвященный богине Деметре, в очередной раз привлек к себе внимание специалистов археологии и истории. Новое предположение гласит о том, что на территории комплекса в древности совершились одни из самых загадочных обрядов - Элевсинские мистерии.
Авторы древнегреческих писаний утверждали, что в загробной жизни всех ждут страдания, и лишь посвященные в элевсинские таинства обретут там блаженное существование.
Элевсинские мистерии произошли из древнего земледельческого культа, относимого к минойской эпохе. Они были посвящены богине Деметре и ее дочери Персефоне. О том, что происходило на мистериях известно немного, так как посвященные давали клятву под страхом смерти не разглашать то, что они узнали. Более того, любой, случайно увидевший то, что происходило во время этого обряда, был обречен на смерть, - рассказывают в пресс-службе Фонда Археологии.
Более-менее подробные сведения о том, что происходило во время элевсинских мистерий можно найти у ранних христианских авторов. По их утверждению, обряд посвящения происходил в несколько этапов. В ходе мистерий неофитам давали лицезреть священные символы и вкушать священную пищу, происходило «полное очищение». В конце обряда, по рассказам Плутарха, посвященным приходилось испытывать нечто ужасное, после чего наступало подлинное созерцание божества.
Обязанности верховного жреца мог исполнять только представитель рода Эвмолпидов. По легенде, именно их прародителю - Эвмолпу Диметра открыла суть элевсинских таинств и сделала его первосвященником. В римское время, породнившись с эвмолпидами, верховным жрецом мистерий стал даже римский император Адриан.
«Нам известно, что боспорские цари состояли в родстве с родом Эвмолпидов. Будучи членами этого рода, они получали право исполнять в этом таинстве жреческие обязанности. Соответственно и у себя на родине, будучи верховными жрецами Деметры, они справляли мистерии по Элевсинскому образцу. При раскопках у поселка Вестник, мы столкнулись с монументальным сооружением, построенным по всем классическим древнегреческим канонам. Это наводит на мысль, что столь грандиозное для своего времени сооружение могло быть построено только при поддержке и непосредственном участии верховной власти Боспорского царства» - рассказывает начальник Восточно-Боспорской Экспедиции Николай Сударев.
Олег Марков, директор по развитию фонд «Археология» утверждает: «В данном случае, мы имеем дело с уникальным археологическим памятником. Аналогом ему может быт, разве, что известный всем, Стоухендж в Англии. Стоит только представить, что храмовый комплекс в Вестнике древнее на 50 лет самого Парфенона и, располагается практически на территории не менее уникального некрополя, принадлежащего представителям догреческого населения Таманского полуострова.
Однако об английском культовом комплексе известно во всем мире, его изучают и посещают туристы всего мира, а у нас есть великолепный памятник археологии, есть история, но нет финансирования для его изучения и желания поддерживать интереснейший туристический объект. Поэтому в данный момент реальную помощь в изучении храма Деметры мы получаем только от добровольно приехавших на раскопки волонтеров. |